По окончании Божественной литургии Высокопреосвященнейший Владыка совершил молебен о единстве белорусского народа, по случаю 185-летия Полоцкого объединительного собора, после чего обратился к пастве со словом назидания.
«Приближается Великий пост. Святая Церковь, подготавливает нас к тому, чтобы он для нас стал спасительным.
Сегодня она предлагает нашему вниманию притчу о мытаре и фарисее. Эти два человека молились в храме. Один старался жить по ветхозаветным заповедям, постился два раза в неделю, отдавал десятую часть всего, что приобретал на нужды Церкви.
Довольный собой, убежденный в своей праведности, он пришел в храм поблагодарить Бога за то, что он не хищник, не прелюбодей, не совершает грехи, как другие. А наоборот старается жить по заповедям. И, молясь, он произносит такие слова: «Благодарю Тебя, Господи, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18, 11).
Мытари были бесчестными людьми, грабили свой народ и за это их ненавидели, презирали. Слово «мытарь» было синонимом слову «гнусный грешник». И вот рядом с этим «праведником» стоял и молился такой мытарь, осознавая тяжесть своих грехов. Как говорится в Евангелии, он даже глаза не дерзал поднять на небо, только бил себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди ми, грешнику» (Лк. 18, 13).
И что же получилось? Молитва фарисея была отвергнута Богом: он вышел из храма запечатленным печатью гнева Божия, потому что сердце его было мертво для покаяния.
Молитва же мытаря была так действительна и сильна, что грешник вышел из храма Божия оправданным.
Почему так произошло? Казалось бы, фарисей исполнял закон, не совершал преступлений, но Господь поставил его ниже мытаря. Потому что Господь гнушается гордых и возвеличивающих себя. И Церковь и призывает нас к покаянию и внутреннему осознанию своей греховности, подчеркивая, что «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 10).
Мытарь, который хоть и был действительно большим грешником, но воззвал ко Господу с сокрушением сердца, после чего встал на путь исправления жизни, удостоился милости Божией – Спаситель оправдывает его.
И какой мы делаем вывод? Никто не должен отчаиваться в своем спасении. Главное, пока живем на земле, чтобы каялись мы в своих грехах, имели сердечное сокрушение и старались загладить их делами добра и милосердия…»